Это очень важный вопрос, потому что, когда мы знаем предназначение чего-либо, мы можем четко понимать, как эту вещь использовать, что от нее ждать и чего ждать не следует. Возьмем в качестве примера ручку. Мы знаем, что это ручка, что она приспособлена для того, чтобы писать. Мы не ждем, что из этой ручки потечет газированная вода или посыпятся пирожки. То есть мы точно понимаем, что от нее ждать и чего не ждать.
И точно так же, если мы понимаем, зачем этот мир создан, мы не будем питать ложных ожиданий и мы будем четко понимать, как в этом мире жить.
Обычно люди говорят, что этот мир создан для того, чтобы мы были счастливыми. Здесь очень много всего интересного, и мы должны брать это и использовать для того, чтобы обрести счастье и комфорт. Если в этом предназначение мира, то почему для того, чтобы обрести элементарное счастье и комфорт, нам приходится прилагать только усилий? И, даже обретя это счастье, через какое-то время мы обнаруживаем, что нам уже надоело, что мы хотим что-то еще. Почему так, если этот мир создан для наслаждений?
Конечно, можно сказать, что мир не доделан, он несовершенен и мы, люди, докрутим, допилим этот мир и сделаем его совершенным инструментом, чтобы обретать здесь счастье и комфорт. Из поколения в поколение люди стараются это сделать. Однако Веды объясняют, что у этого мира другая задача. Он идеально создан для другой цели.
Я приведу стих из «Шримад-Бхагаватам»: «Поскольку Верховный Господь исполнен сострадания к живым существам, Он посредством Своей материальной энергии творит, сохраняет и разрушает космическое мироздание лишь для того, чтобы избавить живых существ от необходимости рождаться, умирать и вести материальное существование. Так Господь помогает им вернуться домой, в духовное царство». То есть Он из сострадания создает мир, дает его живым существам, и цель этого мира в том, чтобы живые существа в конце концов отказались от этого мира.
Получается, что этот мир – огромная школа, где живое существо пытается научиться определенным принципам. С одной стороны, конечно же, в этом мире есть все возможности, чтобы исполнить различные желания. И это нормально. Стремление к счастью – это наша естественная потребность. Мы заслуживаем того, чтобы быть счастливыми. И мы пытаемся обрести счастье в этом мире – существуют бесконечные варианты того, как это сделать. Но каждый раз, когда мы обретаем что-то, мы чувствуем, что мы достойны чего-то большего. Откуда берется это чувство? Это означает, что мы испытывали какое-то большее счастье, и в поисках большего счастья мы скитаемся здесь. Но на самом деле этого счастья здесь нет. И вот когда живое существо в попытках обрести здесь какое-то счастье проводит долгое время, то в какой-то момент оно начинает понимать, что, похоже, это не здесь.
«Почему я здесь оказался? Что держит меня здесь? И как мне выйти из этой школы и вернуться домой?» – вот такие вопросы человек начинает задавать. И в этот момент Веды объясняют, что самое важное, что нужно развить в этой школе, – это два качества. С одной стороны, человеку нужно избавиться от эгоистичного настроения, от стремления жить для себя. Именно поэтому мы находимся в этом мире – в попытках обрести счастье для себя. И вторая вещь: человеку надо развить склонность бескорыстно любить и служить.
Вот эти две вещи, на которые реагируют законы кармы в этом мире. Они чутко смотрят, чем движим человек. Если человек движим эгоизмом, то законы кармы наказывают его. Они отбирают у него возможности для наслаждения. Если же человек движим тем, что пытается развить в себе жертвенность, уважение, милосердие, пытается быть, как люди говорят, хорошим человеком, то тогда законы кармы награждают его, дают больше возможностей. И самое главное, дают ему мудрость осознать, что, возможно, именно жертвенность и служение являются тем принципом, который нужно развить, чтобы обрести большее счастье.
И в этом мире помимо законов кармы, которые реагируют на деятельность, есть еще учебники, в которых написаны принципы этого мира, чтобы человек мог сознательно развивать эту высшую дхарму, высшую обязанность человека, которая заключается в том, чтобы отказаться от эгоизма и развить в себе бескорыстное служение. Именно в этом, согласно Ведам, заключается предназначение этого мира.
Итак, с одной стороны, этот мир дает человеку возможность исполнить любые свои желания. Но с другой стороны, главная задача этого мира – научить человека двум вещам: отказаться от этого мира, отказаться от эгоизма, отказаться от того, чтобы жить для себя, и научить его бескорыстному служению.
И когда человек научится этим принципам, когда он сдаст экзамен в этом мире, то тогда он получит возможность вернуться домой и обрести то большое счастье, которое он пытался найти здесь. Он обретет взаимоотношения с удивительной личностью – Богом.